×

Частное учреждение по обеспечению научного развития
атомной отрасли «Наука и инновации»

Векторы развития направлений науки «Росатома» на 2025 год определи в Сенеже


02 марта
2025

11–12 февраля проходила отраслевая научная конференция. На первую часть, на Большой Ордынке, пригласили министров, академиков и представителей научных центров вне контура «Росатома». Обсуждали национальную стратегию и глобальные задачи. Вторая часть, в подмосковной Мастерской управления «Сенеж», была камерной. Ученые и топ-менеджеры обсуждали, какие работы в институтах надо поддержать — ​ресурсно и административно.

«Все меньше в стране мест, к которым «Росатом» не имеет отношения», — ​сказал, приветствуя участников, глава госкорпорации Алексей Лихачев. И напомнил, что «Росатом» принимал участие в строительстве «Сенежа». «Все меньше областей в науке, в которых "Росатом" не играет важной роли. По некоторым направлениям исследований у нас пока нет конкретного плана действий, и это предмет нашего сегодняшнего разговора», — ​отметил гендиректор.

Атомная энергетика — ​безусловный приоритет. В этой области Алексей Лихачев выделил для ученых три главные задачи, которые нужно решить в этом столетии: совершенствование энерготехнологий поколения III+, промышленное освоение энерготехнологий четвертого поколения и создание термоядерной энергетики.

Алексей Лихачев отметил, что за последние шесть лет произошла организационная и кадровая перезагрузка научного дивизиона. Заместитель гендиректора «Росатома» по науке и стратегии Юрий Оленин представил конкретные результаты реформы: «Мы остановили отток научных кадров и привлекли молодежь. Сейчас молодежи в атомной науке 39 %, а было — ​17 %. Зарплаты научных сотрудников выросли в 2,5 раза, а производительность труда — ​в 3,2 раза». Многие НИОКР, выполненные за прошедшие шесть лет, получат продолжение в рамках национального проекта технологического развития «Новые атомные и энергетические технологии» и других федеральных проектов.

Но проблемы остаются. Практически всем атомным НИИ не хватает экспериментальной базы, чтобы испытывать и выводить свои разработки на опытно-промышленную стадию, отметил Юрий Оленин. Причину он видит в том, что бизнес и наука в госкорпорации живут в разных измерениях. Ученым нужен отраслевой заказ на НИОКР и их адекватное финансирование. А бизнес-дивизионам нужны ориентиры, в какие исследования вкладываться. «Мы хотим выйти на понятие отраслевого заказа, чтобы научная работа шла не только в рамках нашего нацпроекта, — ​подчеркнул Юрий Оленин. — ​Институтам нужны емкие и крупные проекты. Наша задача как топ-менеджеров — ​выбрать и поддержать такие проекты ресурсно и административно».

Директор направления научно-технических исследований и разработок «Росатома» Виктор Ильгисонис заявил, что научно-техническое развитие атомной отрасли должно идти в соответствии со стратегией НТР России и перечнем важнейших наукоемких технологий. Он подчеркнул, что федеральный закон «О науке и государственной научно-технологической политике» гарантирует исследователям свободу творчества, право выбирать направления и методы, идти на обоснованный риск в научном поиске. «Наука — ​не производительная сила. Ее надо не поддерживать, ее нужно содержать», — ​уверен Виктор Ильгисонис. При этом, добавил он, научную деятельность нужно отнести к числу основных отраслевых задач, и отраслевая политика в этом направлении должна быть единой для всех дивизионов.

Юрий Оленин напомнил, что в 2018 году «Росатом» выбрал 11 приоритетных направлений научно-технологического развития. «В текущих реалиях у нас не может быть десяток и более приоритетов, — ​считает Юрий Оленин. — ​Список должен быть значительно сужен». Он предложил четыре приоритета: ядерная энергетика, специальные материалы, фотоника и медицина.

Подробнее в статье