За 10 дней ребята из 21 страны мира – включая Египет, Турцию, Боливию, Казахстан, Китай и другие – на атомном ледоколе «50 лет Победы» достигли географического Северного полюса
На протяжении всей экспедиции ребята посещали лекции и мастер-классы от ведущих ученых, экспертов атомной и космической отраслей, провели серию научных экспериментов, возможных только в северных широтах, познакомились с устройством и работой атомного ледокола.
В рамках экспедиции «Росатом» и «Роскосмос» впервые провели в условиях Северного полюса совместные заезды упрощенных моделей перспективных подвижных платформ-планетоходов, доставляемых на объекты солнечной системы для решения задач геологоразведки.
В экспедиции приняли участие куратор и лидеры программы «Атомная команда» – проект опережающей подготовки будущих научно-технических кадров. Во время экспедиции ребята посетили лекции от сотрудников научного блока «Росатома», узнали, как работает и живет ледокольный флот России и прошли карьерные консультации вместе с от куратора «Атомной команды».
По словам ведущих специалистов проекта, участники «Атомной команды» – это потенциальные сотрудники «Росатома», которые займутся передовыми направлениями развития компании. Куратор проекта «Атомная команда», руководитель направления проектного офиса по кадровым программам в сфере науки и образования частного учреждения «Наука и инновации» Анна Глушкова подчеркнула, что передовые компании готовят кадры, начиная со школьной скамьи: «“Росатому” как ведущему игроку в области высоких технологий и научно-технического прогресса принципиально важно формировать кадровый резерв заранее. Мы развиваем инструменты массового привлечения школьников в приоритетные направления, делая ставку на наставничество, в том числе с привлечением студентов и молодых учёных. Именно одним из таких инструментов стал проект “Атомная команда’, который реализуется научным дивизионом второй год. За это время участниками проекта стали 13 талантливых ребят со всей страны: Амурской области, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Москвы и других городов. Семь выпускников проекта уже поступили в опорные вузы, в том числе через механизм целевого обучения, заключив договоры с предприятиями научного дивизиона. Остальные шесть участников продолжают работу в проекте, побеждая во всероссийских олимпиадах, конкурсах, таких как, например, просветительская экспедиция “Ледокол знаний”. За время нашей экспедиции этого года удалось провести несколько карьерных консультаций, и некоторых ребят мы гарантировано берём в проект “Атомная команда”».
По словам ребят, «Атомная команда» – уникальный опыт, который помогает определиться с профессиональным направлением будущего и дарит эмоции, жизненный опыт, который нельзя найти больше нигде. Выпускник проекта «Атомная команда», студент первого курса НИТУ МИСИС, Андрей Усанин, делясь впечатлениями, рассказал о самых ярких событиях экспедиции: «На проект “Ледокол знаний” я попал через отбор проекта научного дивизиона «Атомная команда». Для меня самым запоминающимися событиями стали: встреча с белым медведем, которого мы видели в естественной среде на расстоянии десяти метров. Больше всего мне понравился уровень включенности и открытости не только экспертов и тимлидов отрядов, но и экипажа ледокола, которые были готовы поделиться опытом, ответить на вопросы, рассказать о своем опыте. Проект подарил мне исполнение мечты – экспедицию на Северный полюс и огромное количество интересных знакомств».
Участник проекта «Атомная команда», учащийся 10 класса ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва, Даниил Кононов подчеркнул, поездка научила продуктивному общению с экспертами различного уровня, что обязательно пригодится в будущем: «Проект подарил мне не только воспоминания, но и реальные навыки. Я стал гораздо увереннее в общении с серьёзными специалистами и научился работать в международной команде. Но главное — эта поездка дала мне гораздо более чёткое и ясное понимание моего будущего. Теперь я точно знаю, кем хочу стать, и как буду развивать свою карьеру в “Росатоме”».
Для справки:
«Атомная команда» – проект опережающей подготовки будущих научно-технических кадров, запущен в 2023 году. Он предполагает индивидуальную работу молодых ученых и специалистов кадровой службы с талантливыми школьниками, разработку персональной траектории профессионального развития и подготовку к поступлению в выбранный научно-технический вуз. Координатором проекта выступает частное учреждение «Наука и инновации» (входит в госкорпорацию «Росатом»).
Частное учреждение «Наука и инновации» отвечает за научное, аналитическое и информационное развитие организаций атомного энергопромышленного комплекса. Выступает оператором Единого отраслевого тематического плана (ЕОТП), в рамках которого ежегодно разрабатываются более сотни научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Оказывает содействие организациям атомной отрасли в правовой охране результатов интеллектуальной деятельности. Принимает активное участие в организации отраслевых программ развития ученых и формировании кадрового научного резерва, курирует участие Госкорпорации «Росатом» в проведении Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации. https://naukarosatom.ru
Научный блок «Росатома» ведет активную работу по вовлечению и ориентации детей на научно-исследовательскую деятельность. На базе школ и детских садов функционируют проектные лаборатории, в которых учащиеся привлекаются к реализуемым в научных институтах проектам. В частности, с 2021 года по инициативе АО «НИИ НПО «ЛУЧ» в одном из детских садов Подольска работает STEM-лаборатория, в которой созданы специальные условия для творческого развития ребенка и заложения основ инженерного мышления; с 2022 года в одном из лицеев – проектно-отраслевая лаборатория, где дети привлекаются к проведению реализуемых в АО «НИИ НПО «ЛУЧ» научно-технических работ и исследований. Далее, успешно окончившим школу ребятам институт предоставляет квоту на целевое обучение в технических вузах. С 2023 года на базе одного из лицеев в Троицке реализуются совместные проекты, в рамках которых специалисты научного блока проводят лекции и конкурсы, учебные интенсивы по различным направлениям, а также приглашают ребят на экскурсии в свои лаборатории.
«Росатом» ведет систематическую работу со школьниками, для ребят действуют программы, которые позволяют в ходе обучения получить практический опыт взаимодействия с предприятиями отрасли, сформировать четкое, объективное видение будущей специальности. Профориентационные программы «Росатома» для школьников предлагает профессиональные пробы, открытые лекции, инженерные и проектные смены, чемпионаты, олимпиады, конкурсы, занятия в лабораториях и мастерских.